История

  Комсомольское сельское поселение входит в состав Рамонского района, который в свою очередь находится в северо-западной части Воронежской области на правом и левом берегу р.Дон, правом и левом берегу р. Воронеж. Граничит с Семилукским, Вернехавским, Новоусманским, районами, городским округом город Воронеж Воронежской области и с Липецкой областью. В целом, ландшафт района обладает высокими визуальными качествами в центральной и восточной части района – от р. Дон до р. Воронеж, включая их берега и поймы.

С незапамятных времен по нашим землям простилался сухопутный путь, соединяющий северные и южные территории среднерусской возвышенности. Проторенная дорога вела в Приазовские и Кубанские степи. По этой дороге велась активная торговля, о чем свидетельствуют в своих записях арабы и другие восточные народы. В ковыльной воронежской степи бились с хазарами дружина Киевского князя Святослава, а Владимира Маномаха - с дикими печенегами. Видела наша земля : вражду междоусобиц и битвы с врагами. Видела она несметные полчища Батыя, Мамая, набеги крымских татар. Много искателей добычи, авантюристов и лихих людей « наведывались» на земли нашего поселения. Этому способствовала древнейшая дорога, проходившая на Москву, впоследствии получившая название Задонское шоссе. Она протянулась по землям нашего сельского поселения на двадцать километров.

А сколько ямщицких песен слышала эта путь - дорога! В «Поверстных книгах» XVII века перечисляется девять торговых дорог, радикально расходящихся от Москвы. На четвертом месте упоминается дорога от Москвы в южные земли, та, которая и теперь значится под № 4 и проходит по территории Комсомольского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области.

Много чего повидала на своем веку эта автомагистраль: шло по ней крестьянское войско Ивана Болотникова, не раз скакал по торной дороге на «бешеных» тройках и сам великий царь-реформатор Петр -1 ( при строительстве первых военно-морских кораблей флота Российского дорога имела исключительное значение), отправлялись по ней в 1812 году на разгром армии Наполеона полки регулярных войск и народного ополчения, а позже , в 1829 году, путешествуя в Арзрум, проезжал по ней великий русский поэт А.С. Пушкин.

По этому старому тракту спешили на службу на Кавказ, не думая о превратности судьбы, Грибоедов и Лермонтов. Доводилось путешествовать по донскому пути И. Бунину, А. Грибоедову, известному актеру Щепкину, В.Г.Белинскому, воронежским поэтам А.Кольцову, Веневитинову… В 1859 году от Воронежа до Задонска и далее полотно почтового тракта было выложено из известкового камня, и дорога получила название Задонское шоссе.

Вот на этом почтовом тракте в 1828 году и обосновал мичман Н.А. Бунин хутор. Получил при основании название Бунин Колодец по вырытому глубокому колодцу. В 1859г. здесь

было 5 дворов, в которых проживало 45 человек. Из статистического справочника «Населенные места Воронежской губернии 1990 г.» мы почерпываем такие сведения: владельческий хутор Бунино принадлежит Ольденбургской Ея Императорского Величества Евгении Максимилиановне.

Революционные события 1905 -19017 годов дошли и до Бунина. Летом 1919 года в пределы Воронежской губернии вторглись деникинцы, на Задонском шоссе появились конные разъезды, мамонтовцы прорвали фронт. Комсомолец Сергей Матвеевич Чусов из Рамони отправился в разведку. У шоссейной дороги мамонтовцы его схватили и доставили на хутор Бунино. В то же время в руках белогвардейцев оказались уполномоченный из Воронежа по заготовке зерна комсомолец Алексеев и объездчик В.А. Салманов. Всех троих вывезли в ближайший лес и зарубили саблями. В память о погибших Бунино было переименовано в поселок Комсомольский.

Деревня Емань, расположена на автодороге М 4 «Дон». В ХYIII в. землями в с. Богородицком, Ямань владели отставной майор Филипп Феоктистович и отставной капитан Михаил Феоктистович Прибытковы. В 1900г. население х. Яманск (Яманские выселки), расположенного на Задонской дороге, составляло 76 человек, проживавших в 11 дворах.

Деревня Князево (Ярцева, Пекшевский). расположена на автодороге М4 «Дон», в северной части поселения. Являло собой несколько придорожных владельческих усадеб и хуторов. На карте Х1Х в. здесь показаны хутора Пекшевский, Бестужево, Александровка и Ярцево. В 1859 г. население Ярцева составляло 73 человека. В Пекшевском проживало 27 человек. В 1900г. в селе Ярцева насчитывала 4 человека. При дороге были усадьбы Андреева (3 человека), Великопольского (9 человек) и Куркина (6 человек).

Комсомольское 28.png верстовой столб времен Петра I в п. Князево

Посёлок Петровское, расположен на дороге, ведущей к с. Горожанке. Возник во второй пол. Х1Хв. В 1900г. хутор Петровский принадлежал Е.М. Ольденбургской, в нем проживало 8 человек.

Посёлок Сергеевское, расположен при дороге – ответвлении от М4 «Дон». Эта дорога обозначена на картах ХYIII века как «дорога в Липецк». Основан как небольшой хутор, относящийся к с. Березово. Летом 1919 года в пределы Воронежской губернии вторглись деникинцы, на Задонском шоссе появились конные разъезды, мамонтовцы прорвали фронт. Комсомолец Сергей Матвеевич Чусов из Рамони отправился в разведку. У шоссейной дороги мамонтовцы его схватили и доставили на хутор Бунино. В то же время в руках белогвардейцев оказались уполномоченный из Воронежа по заготовке зерна комсомолец Алексеев и объездчик В.А. Салманов. Всех троих вывезли в ближайший лес и зарубили саблями. В память о погибших в честь Чусова назван поселок Сергеевский поселок. В 2011г численность населения составляет 71 человек.

Объекты культурного наследия

Комсомольское 2.png

Карта (схема) поселения.

Условные обозначения

Дороги XVIII века

Комсомольское 3.png 

Дороги XIX века


На территории поселения расположен один объект культурного наследия: выявленный памятник археологии. На карте (схеме) поселения помечен № 35, это Курганный могильник 1 у п. Петровское, датировка ОКН не ясна.

На главную страницу